• Пн-Пт 10.00 - 18.00
  • +7 (499) 502 44 54
  • info@aestel.ru
  • Громкоговорящее оповещение

    Системы громкоговорящей связи (ГГС) и громкоговорящего оповещения (ГГО) с давних времен применяются на промышленных объектах, где из-за специфичных условий эксплуатации обычная телефония не подходит, а также если наличие ГГС регламентируется руководящими документами предприятия. Они используются, например, для быстрой связи диспетчера с персоналом на рабочих местах, предупреждения об авариях, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Аппаратура для проведения селекторных совещаний — незаменимая вещь в любой крупной компании.
    В настоящее время для этих целей применяются специализированные решения и переговорные устройства самых разных типов (в том числе всепогодные и взрывозащищенные пульты, IP-телефоны, рабочие места на базе ПК). Тенденция последних лет — удаленное подключение к системе, в том числе через городскую телефонную сеть или даже через Интернет.
    Для установки систем ГГС, ГГО и селекторной связи выбирают решения как отечественных разработчиков, так и импортных поставщиков. А также решения могут состоять и из нескольких подсистем.

    Организация громкоговорящего оповещения

    Традиционно на предприятиях используются цифровые системы громкоговорящей и диспетчерской связи. Они включают в себя центральный узел, который обеспечивает коммутацию сигналов между переговорными устройствами. Этот узел обычно содержит коммутационную матрицу, хотя есть как минимум одно решение, в котором абонентские платы устанавливают соединение между собой самостоятельно. Центральный узел конструктивно выполняется в виде шкафа, содержащего коммутационные процессоры, абонентские комплекты, блок питания и различные вспомогательные устройства. Большинство производителей предусматривают наращивание емкости системы путем добавления новых шкафов.

    В центральный узел могут включаться как переговорные устройства и другие терминалы системы диспетчерской связи, так и абонентские пункты системы громкого оповещения, хотя есть решения, где обе системы имеют собственные центральные устройства.

    Самое просто решение громкоговорящего оповещения в офисе при наличии АТС - программирование одного из телефонов в комнате (помещении) по определенному алгоритму и в случае оповещения данный телефон начинает работать через громкую связь спикерфона.

    Как и всюду в мире телекоммуникаций, в последнее время получили распространение системы ГГС на основе IP В них центральный узел отсутствует вообще: информация передается по корпоративной ЛВС. Такой подход позволяет сэкономить на прокладке кабелей, поскольку терминалы можно просто подключить к ближайшему коммутатору. Правда, при этом нарушается принятый еще в советское время принцип отделения системы оповещения от общей сети связи. Проблема частично решается путем выделения ресурсов для ГГС в виртуальную сеть (VLAN), независимую от остальной корпоративной ЛВС. Внедряют IP- системы на новых объектах, поскольку старые заводы зачастую имеют протяженную сеть связи, заменять которую слишком дорого и неэффективно.


    Что действительно отличает ГГС от обычной телефонии, так это конструкция терминального оборудования, обусловленная специфическими требованиями среды их применения. Устройства, которые работают в сложных условиях эксплуатации — например, в цехах металлургических заводов, — имеют прочный (взрывозащищенный) корпус из металла или усиленного негорючего пластика, обеспечивающий высокую степень защиты от пыли и влаги (обычно №65). Такие устройства зачастую не имеют номеронабирателя и работают в полудуплексном режиме (диспетчер обращается к нужному абоненту напрямую; для ответа нужно нажать и удерживать кнопку на терминале). В местах с высоким уровнем производственного шума используются микрофоны с шумоподавлением и внешние рупорные громкоговорители; такие терминалы используют расширенную полосу частот для передачи голоса (обычно 0,3-7 кГц). Кроме того, переговорные устройства снабжены оптическим индикатором вызова (лампой-вспышкой).


    Еще более жесткие требования предъявляются к оборудованию шахтной связи. Прежде всего, оно должно быть искробезопасным, чтобы не допустить взрыва метана или угольной пыли. Дополнительно шахтные переговорные устройства позволяют прослушивать производственные шумы, по которым диспетчер может определить, идет ли в забое работа или там подозрительная тишина. Попутно надо отметить, что для шахтных систем связи разделение телефонии и ГГС является обязательным: даже при выходе из строя производственной АТС диспетчер должен иметь возможность связаться с рабочими, которые находятся под землей. Отсутствие связи между диспетчером и рабочими в течение установленного времени означает, что необходимо начинать эвакуацию.


    Во всех представленных на рынке решениях есть возможность подключения радиостанций, которые могут использоваться, например, службами аэропортов, аэровокзалов, торговых центров. На промышленных объектах, однако, они имеют ограниченное применение. В сталелитейных цехах из-за большого количества металла радиосвязь становится ненадежной, поэтому там предпочитают применять проводные терминалы. Исключение составляют специализированные крановые радиоустройства, которые в той или иной форме есть у нескольких производителей.

    Диспетчерский пульт, как правило, имеет кнопочную панель на 15 или 30 абонентов с возможностью подключения модулей расширения и дополнительного усилителя. В таких пультах используется шумоподавляющий микрофон на гибком кронштейне типа «гусиная шея» (иначе «лебединая»). Пульты, которые используются в пунктах контроля на промышленных предприятиях, должны быть ударопрочными и пылезащищенными.

    В последнее время, опять-таки в духе технологического совершенствования, для офисного применения приобрели популярность пульты на основе ПК с сенсорным монитором. На таком дисплее оператор может видеть одновременно порядка сотни абонентов с индикацией их состояния, очередь входящих вызовов и много другой информации.

    К другому типу терминального оборудования можно отнести громкоговорители оповещения, подключаемые через усилители мощности, сирены аварийной тревоги, видеокамеры, а также датчики тревожной сигнализации. Информация с датчиков может быть выведена на пульт диспетчера, который оперативно оповестит сотрудников и службу экстренного вызова. В аэропортах, железнодорожных и морских вокзалах, станциях метро устанавливаются колонны экстренного вызова, с помощью которых пассажир может обратиться в справочную службу, вызвать пожарных или милицию.

    Платформы, которые давно присутствуют на украинском рынке и адаптированы под его потребности, могут интегрироваться со старыми, еще советскими системами производственной связи и их терминальным оборудованием. А вот взаимозаменяемости терминалов между системами разных производителей нет, поскольку в своей коммуникационной платформе каждый использует собственные протоколы.

    Наконец, ГГС интегрируется с учрежденческой АТС; это бывает необходимо для организации обратной связи (например, абонента в удаленном офисе или цеху с диспетчером или управляющего персонала с высшим руководством компании).

    Основные компании-производители систем ГГС и ГГО, продукция которых присутствует на украинском рынке, их решения и местные партнеры приведены в таблице.


    ГРПС
    Громкоговорящее оповещение и сеть местного вещания, радиотрансляционная сеть
    Inter-M, Jedia, Элес


    В этой категории нет товаров